На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РИАМО

77 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Алферов
    Чтобы провести реальные чистки прозападной элиты,считайте агентов-шпионов, необходим массовый,как при Сталине перед в...Суд арестовал акт...
  • Игорь Петров
    Таджикистане-чемодан , вокзал, чуркистан!В Таджикистане пр...

Прощай Ашан, Globus и Metro: что будет после ухода иностранных продуктовых сетей из России

Российские власти опасаются ухода из страны таких иностранных продуктовых торговых сетей, как «Ашан», «Атак», Metro Cash & Carry, Globus, Selgros. С одной стороны, эти магазины пользуются популярностью и многие россияне делают покупки в указанных торговых сетях. С другой стороны, вряд ли иностранный бизнес хочет терять своих клиентов и уже ставший привычным рынок.

Почему все-таки иностранцы могут уйти с российского рынка и каких последствий стоит ожидать в этом случае, читайте в материале РИАМО.

Что изменится в России после ухода крупных торговых сетей

Причиной возможного ухода иностранных торговых сетей из России является закон о торговле, который ограничивает рост компаний в определенных регионах, считает маркетолог Александр Евстигнеев. Компании не могут проводить сделки по слиянию и поглощению, если их доля уже достигла 25% в денежном выражении.

«Из России, по моим наблюдениям и статистике, уходят чаще всего немецкие и шведские компании. Французские компании не спешили ранее уходить и под разными брендами даже возвращаются в Россию обратно», – отмечает он.

В настоящее время в РФ действует закон о торговле, который запрещает ретейлерам бесконтрольный рост в субъектах. Речь идет о том, что компании не могут проводить сделки по слиянию и поглощению, если их доля в рамках одного муниципалитета или округа уже достигла 25% в денежном выражении. Этот запрет был снят в июне 2023 года после ухода из РФ финской компании Prisma, благодаря чему удалось сохранить рабочие места людей и доступность продуктов.

Сейчас Минпромторг предлагает продлить действие этой меры на 2024 год, чтобы отечественные торговые компании смогли свободно покупать активы иностранных ретейлеров.

По его мнению, одним из значимых последствий ухода крупных брендов может быть то, что люди будут пользоваться магазинами рядом с домом. Популярность этих магазинов росла и ранее, поскольку каких-то больших скидок в крупных сетях по сравнению с небольшими не было.

Кроме того, будут расти доли доставок продуктов по крупным городам. Например, «СберМаркет», который как раз собирает заказы в крупных магазинах, может стать владельцем одной из сетей, предполагает эксперт.

Гипермаркеты меняют форматы работы

Стоит отметить, что фаза активного ухода иностранных компаний из России давно завершена. Те, что остались в России, работают автономно и в инвестициях или проводках и управлении от материнских компаний не нуждаются, считает доцент кафедры экономики РЭУ Александр Тимофеев.

«Все эти компании – „Ашан”, Metro Cash & Carry, Globus – имеют почти 500 объектов в 49 регионах и сохраняют высокую доходность по отношению к остальным участникам. Те же „Магнит”, X5 Group, „Лента”, „Азбука вкуса”, SPAR в некоторых позициях уступают по выручке с объекта», – отмечает он.

В целом проблема больших магазинов сейчас из-за трансформации подхода людей к покупкам существует во всем мире. «Затариваться» большими тележками с выездами в больших гипермаркетах становится все менее практично.

«Многие отдают предпочтения покупкам через интернет/приложения, где всегда видны все акции и скидки, удобно подытоживать общий счет расходов. Все гипермаркеты теряют трафик и потому меняют формат с добавлением „горячей” кухни (фудкорт) и больше функционала по отдыху и приятному времяпрепровождению. Начиная с 2020 года и далее ежегодно покупательский трафик падал на 10-15%», – говорит Тимофеев.

Сетевым продовольственным гипермаркетам, в отличие от тех, что торгуют одеждой и промтоварами, сложнее – здесь жесткое ограничение по срокам и условиям хранения продуктов, констатирует эксперт. Особенно тяжело гипермаркетам с площадью от 5 тыс. кв. м, и основная причина – в изменении привычек покупателей.

Выезд в гипермаркет все больше похож на выезд всей семьей, когда важнее просто провести время вместе, занимаясь чем-то интересным, а обычные покупки продуктов можно совершать в магазине у дома или с доставкой на дом, считает Тимофеев.

В таких условиях гипермаркеты с площадью более 5 тыс. кв. м. стали превращаться в распределительные центры или даркстеры (магазин-склад).

Уход иностранцев – точка роста для российского бизнеса

Последствия ухода иностранных брендов будут зависеть от того, насколько цивилизованно эти бренды будут уходить и по каким правилам, считает руководитель маркетингового агентства Optimpro Антон Полилов. С точки зрения экономики, бизнеса и денег сейчас им совершенно не выгодно уходить, подчеркивает он.

«Для российского рынка это будет хорошим стимулом выкупить активы уходящих компаний существенно дешевле и просто забрать их долю рынка. У небольших сетей будет краткосрочный шанс тоже побороться за эту долю. Также прибыль будет не уходить на зарубежные счета, а перераспределяться внутри нашей экономики. Соответственно, у российских компаний появится возможность увеличиться и стать более прибыльными и конкурентоспособными», – отмечает эксперт.

Уход иностранных сетей послужит точкой роста для отечественных производителей при наращивании объемов производства и импортозамещения, а для крупных сетевых магазинов появятся места для открытия новых точек и возможность выкупа активов иностранных ретейлеров, считает СЕО Dialgroup, консультант по маркетингу и продажам для бизнеса Алла Штауб.

Россияне потеряют любимые импортные бренды

Для покупателей есть риски, что на рынке снизится конкуренция и это негативно скажется на качестве услуг, отмечает Полилов.

Комментируя последствия ухода зарубежных сетей из РФ, Штауб говорит, что уйдет большое количество любимых россиянами импортных брендов. Кроме того, даже если уйдет одна крупная сеть – это означает увольнение более 50000 сотрудников и потерю рынка сбыта более 2000 поставщиков товаров и сырья, добавляет она.

 

Ссылка на первоисточник
наверх